Программа

«Мы вместе»:

студия литературного развития детей

 с особенностями развития

(РАС, ДЦП, ЗПР) 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Библиотека для «особых» детей является «аптекой для души», исцеляющей через книгу, живое слово.

Одна из главных задач библиотек при решении проблем в жизни детей с нарушениями развития – это поиск новых форм обслуживания, путей интеграции их в социальную среду с учетом индивидуальных возможностей детей. Вовлечение детей с ОВЗ в различные мероприятия – праздники, конкурсы, игры – позволяет выявить увлечения, интересы и способности каждого.

Сотрудники библиотеки также должны учитывать физические данные «особых» детей. Для многих из них сам процесс посещения библиотеки является настоящей проблемой. Это, прежде всего, организация транспорта и сопровождающих лиц,  психологические барьеры в общении со здоровыми сверстниками и мн. др.

Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека  ведет целенаправленную и систематическую работу с детьми-инвалидами и их родителями. Сотрудничает  с  АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг», АНО «Диаконический центр «Прикосновение», ГАУСО «Реабилитационно-оздоровительный центр «Русь», Оренбургской областной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы», ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернатом № 2 для слепых и слабовидящих детей, ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3», ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 13», ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 20».

 В целях формирования единого информационного пространства, способствующего равному доступу к библиотечной услуге детям-инвалидам по зрению: незрячим и слабовидящим в библиотеке организовано удобное эргономическое пространство: безбарьерная среда, пандусы, поручни, перила, в том числе для инвалидов-колясочников.

Для проведения библиотечных мероприятий зал разбит на зоны. В библиотеке создана детская игровая комната, которая позволяет обеспечить удобное эргономическое пространство для детей с ограничениями здоровья, выделены зоны для чтения – уголки «тихого» чтения, для проведения занятий малыми группами, организации досуга. Также в библиотеке работает выездной читальный зал, который обслуживает маломобильные группы детей. Для доставки  библиотечных книг,  организации выезда в библиотеку на какое-либо мероприятие, сопровождения и моральной поддержки ребенка библиотека прибегает к помощи добровольных помощников – волонтеров.

Название программы:  «Мы вместе»: студия литературного развития детей

особенностями развития (РАС, ДЦП, ЗПР и др.)

Цель программы

– Формирование  у детей интереса и любви к книге, развитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, видеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении,  эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать герою;

Социокультурное развитие детей чувствительных к окружающей среде, с трудностями адаптации в больших коллективах, с трудностями поведенческого характера, эмоциональной мобильностью, а также с особенностями развития (РАС, ДЦП, ЗПР и др.).

Основные задачи программы:

- создание комфортных условий для устранения барьеров в общении между детьми-инвалидами;

- привлечение детей-инвалидов к участию в областных и внутрибиблиотечных конкурсах и мероприятиях;

- оказание методической помощи семьям детей-инвалидов в приобщении детей к чтению;

- вовлечение «особых» детей к участию в социокультурной деятельности, создание благоприятных условий для  развития творческих возможностей детей.

Соорганизаторы: АНО Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг»,  ООООДиР «Дети-Ангелы», АНО «Диаконический центр «Прикосновение».

Содержание программы:

У детей с особенностями развития в большей степени, чем у обычных

детей, возникают существенные затруднения в восприятии эмоциональных состояний не только другого человека, но и своих собственных. Дети-инвалиды испытывают трудности в выражении своих собственных эмоций и чувств, которые могут приводить к неадекватному восприятию (чувства непропорциональны воздействиям внешнего мира) и передаче информации в процессе межличностного общения. Детская библиотека является тем местом, где при поддержке библиотекаря, психолога, родителей и  в доброжелательной обстановке особые дети не только могут открыть для себя мир литературы, но и общаться с другими читателями.

Программа  предусматривает театрализованные литературные встречи  в библиотеке для детей чувствительных к окружающей среде, детей с трудностями адаптации в больших коллективах, с трудностями поведенческого характера, эмоциональной мобильностью, а также с особенностями развития (РАС, ДЦП, ЗПР и др.). Занятия должны способствовать формированию  у детей  интереса и любви к книге, развитию навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, видеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении,  эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать герою.

Каждое занятие предполагает громкое чтение книги, беседу  по теме занятия (на основе коммуникативной игры), творческую составляющую (рисунок, короткую постановку с участием детей, исполнение простой песни и т.п.).

Сказкотерапия, детские книги, имеющие библиотерапевтический эффект,  игровые технологий при проведении занятий, театрализация занятий и коммуникативные игры   создадут условия для улучшения эмоционального состояния ребят с особенностями развития с помощью книги, общения и творческой самореализации.

Период и этапы реализации программы:

Программа носит бессрочный характер.

Периодичность мероприятий – 2 раза  в месяц.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • создание условий для организации досуга, развития и полноценного общения детей-инвалидов в библиотеке;
  • решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
  • участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности и творческих мероприятиях библиотеки.

 

Комментарии ()

    Просмотров: 191

    Яндекс.Метрика