Орск - второй город области по численности населения и промышленному потенциалу, находится на востоке области в 278 км от областного центра. Здесь проживает 279,5 тыс. человек, более чем 10 национальностей, в том числе 78,3 процента - русские. 167,6 тысячи - трудоспособное население. Занимаемая городом площадь составляет 642,2 кв. км. Он делится на 3 района, в его состав входят также 4 сельские администрации. 

15 августа 1735 года (по старому стилю) недалеко от устья реки Орь была заложена первая Оренбургская (Орская) крепость. Примерно в полутора километрах, ближе к устью реки, был заложен город под названием Оренбург. Но его строительству помешало разрастающееся восстание в Башкирии, а вскоре умер И.К. Кирилов - инициатор постройки на этом месте. 

Вновь назначенный начальник оренбургской комиссии В.Н. Татищев прибыл в Оренбург летом 1738 года и нашел крепость "в ужасном состоянии...". Одновременно он посчитал, что это место для строительства выбрано неудачно и подал представление о переносе города в урочище Красная гора. 20 августа 1739 года вышел указ, где было сказано: "Город Оренбург строить на изысканном месте вновь при Красной горе..., а прежний Оренбург именовать Орская крепость". Но по привычке ее именовали городом Оренбургом до августа 1741 года. 

Орская крепость вплоть до 1746 года оставалась крупным торговым центром на юго-востоке России. Она имела на горе полукаменную церковь, домов - 47, солдатских казарм - три, других строений - девять. Всего жителей в крепости мужского пола - 129. В Форштадте, в котором жили вольнонаемные русские, казахи, татары, а также семьи солдат -73 души. Статус крепости не давал Орску развиваться, и она на долгое время становится лишь местом транзитной торговли и ссылки неугодных правящему режиму людей. 

Открывшийся в 1858 году Орско-Казалинский (Оренбургско-Ташкентский) почтовый тракт несколько активизировал жизнь Орской крепости. Вскоре она окончательно потеряла (даже формально) свое военное значение, и 5 июня 1861 года приказом по военному ведомству была упразднена и преобразована в Орскую станицу Оренбургского казачьего войска. В этом качестве Орск просуществовал всего четыре года - до 31 мая 1865 г. и был возведен в ранг города, а также центра Орского уезда Оренбургской губернии. 

Интенсивная застройка и формирование улиц города начались после приказа Оренбургского и Самарского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского от 23 августа 1871 года, разрешившего срыть крепостные верки (укрепления) и землю отдавать под постройки. В это время застройка города ведется по так называемым слободкам. Проводится ряд преобразований, способствующих развитию города: меновой двор передается в городскую собственность, учреждается лазарет при "тамошней уездной команде", открываются почтовая контора, уездное казначейство. Усилению деловой активности города способствовало и открытие в 1881 году грузового тракта Тургай - Орск, по которому из Тургая перегоняли продаваемый в Россию скот, так как непосредственная близость стабильной базы животноводческого сырья создавала благоприятные условия для развития перерабатывающей промышленности города. И в 1885 году в Орске насчитывалось уже около 20-ти небольших фабрик и заводов, работающих в основном сезонно. Он становится перспективным торгово-промышленным городом. 

В конце XIX века в Оренбургской губернии наблюдается значительный экономический подъем, связанный с тем, что оренбургская пшеница твердых сортов получает признание на международном рынке. В Орском уезде растут посевные площади, а в Орске - мукомольные предприятия. 

В это время в городе с населением в 14016 человек были 897 дворов, три православных храма, церковно-приходская школа, уездное училище, мечеть, меновой двор, 26 мелких заводов. 

В 1912 году принимается государственное решение о строительстве железнодорожной линии Оренбург - Орск протяженностью 327 километров. К 1914 году железная дорога была доведена до станции Сара, не доходя до Орска 50 км. 

Накануне Первой мировой войны была построена телеграфная линия Оренбург - Орск, появились первые 10 телефонных абонентов, работала частная электростанция купца Маца А.Ф., здание которой сохранилось по сей день. 

Город Орск на то время имел уже типографию, кинематограф, два увеселительных заведения, три гостиницы, пять трактирных заведений и 68 постоялых и заезжих дворов, работавших на полную мощность в базарные и ярмарочные дни. 

После установления Советской власти 29 августа 1919 года Орск развивается как система промышленно-жилых комплексов. В годы второй и третьей пятилеток по проектам отраслевых проектных организаций возникают жилые поселки в непосредственной близости от промышленных новостроек. Этот процесс особенно усилился в годы Великой Отечественной войны, когда в Орск из оккупированных территорий эвакуируется большое количество промышленных предприятий и десятки тысяч людей. К 1945 году 59 процентов жилья в городе составляли землянки, бараки и саманные дома. К 1946 году население города выросло до 122000 человек. 

В послевоенный период наиболее бурно начинает застраиваться территория Нового города капитальными многоэтажными жилыми и общественными зданиями. Именно в это время (1947 -1960 гг.) в основном был сформирован архитектурный облик центральной части Нового города. 

Орск имеет пять железнодорожных станций, из которых выделяются ст. Орск и ст. Никель. 

В Орске в настоящее время имеется более 40 крупных и мелких предприятий, производящих продукции почти на 7,65 млрд. руб., в том числе объем потребительских товаров составляет 1005,7 млн. руб. Индекс объема промышленной продукции составляет 95,6 процента. 

Особенно развито машиностроение. Оно занимает 30 процентов удельного веса в общем объеме выпуска продукции. 13 машиностроительных предприятий выпускают сталь, тракторные и автомобильные прицепы и полуприцепы, автобусы, холодильники, морозильники. Почти четверть объема приходится на цветную металлургию: производятся никель, цинк в цинковом концентрате, медь в медном концентрате, медь рафинированная. На одном из крупнейших в России Орском нефтеперерабатывающем заводе (ОНОС, входящем сейчас в состав Тюменской нефтяной компании) производится продукции более чем на полтора миллиарда рублей (19 процентов в общем объеме). 

Солидный вес имеет в городе пищевая промышленность (объем производства 627,2 млн. руб.). В области и за ее пределами хорошо известны орские колбасы и другие мясные продукты, кондитерские и макаронные изделия. 

Особой популярностью пользуются у покупателей изделия швейной (куртки, костюмы, брюки, юбки) и трикотажной фабрик (верхний и бельевой трикотаж). 

Получили свое развитие электроэнергетика (объем производства 734,0 млн. руб.), стройиндустрия, в том числе стеновые материалы (4,6 млн. штук в год ), сборные железобетонные конструкции (15,1 тыс. куб.м), щебень (2,5 млн. куб.м). 

Общая площадь сельхозугодий муниципального образования составляет 74,6 тысячи гектаров, в том числе 40,1 тысячи - пашня. На них работают четыре акционерных общества, 10 крестьянско-фермерских хозяйств и восемь прочих сельхозпредприятий. Они производят валовой продукции в среднем на 194,1 млн. руб., выращивается зерно, картофель, овощи. Имеется небольшой животноводческий комплекс (21 гол. крупного рогатого скота и 221 гол. свиней). 

Орчане активно трудятся на собственных садово-огородных участках, которых насчитывается почти 36 тысяч, плюс 5156 огородов под картофель. 

В городе работают 417 магазинов различных форм собственности общей площадью 52,5 тыс. кв.м, 353 предприятия общественного питания на 27,28 тысячи посадочных мест. 

Жилой фонд города составляет более 5 млн. кв.м общей площади, в том числе муниципальный - около 3,7 млн. На 1 жителя в среднем приходится 19,2 кв.м. Почти все жилье имеет центральное отопление, более 80 процентов -водопровод и канализацию, около 80 процентов - горячее водоснабжение, 97 процентов - газифицировано. В личной собственности граждан находится 1,27 млн. кв.м жилья. 

В Орске открыто 37 автобусных маршрутов общей протяженностью 435 км. В год перевозится в среднем 17,5 млн. человек, а в сутки - 48,0 тысячи. 3,6 млн. чел. в год пользуются услугами частного транспорта. Очень популярный в городе транспорт - трамвай. Он перевозит в год в среднем до 87,2 миллиона человек, в сутки - 238,9 тысячи. Протяженность трамвайных путей - 84 км. 

В городе действует 34 почтовых отделения и 16 АТС. Установлено более 46,8 тысячи телефонов, в том числе около 40964 квартирных и 458 телефонов-автоматов. 

В Орске имеется 54 общеобразовательные школы, в которых 1971 учитель обучает 35416 детей. Обеспеченность школами составляет 109,3 процента. Работает 67 дошкольных учреждений на 8540 мест. Их посещают 8343 из 14378 детей в возрасте от 1 года до 6 лет. 

В четырех высших учебных заведениях получают образование 5189 студентов, в семи средних - 7606, в 10 профессионально-технических училищах -5,3 тысячи учащихся. 

В Орске действуют девять дворцов и домов культуры на 3035 посадочных мест, один театр с залом на 683 зрителя, два кинотеатра, 16 библиотек с книжным фондом 640 тысяч томов, четыре детские музыкальные и две художественные школы, музыкальное училище. 

Здравоохранение представлено 15 больницами на 3458 коек, 18 поликлиниками на 6066 посещений в смену. Работает 951 врач и около 3 тыс. специального среднего медперсонала. Имеется 26 аптек, из которых 22 - частные, 59 аптечных пунктов и 23 киоска. 

В Орске четыре стадиона на 8200 посадочных мест, 76 спортзалов, два плавательных бассейна, восемь детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается 5620 человек и 2300 - в секциях и группах оздоровительной направленности.

Просмотров: 121

Режим работы

Понедельник – пятница
с 9-00 до 19-00
Суббота
с 9-00 до 18-00
Воскресенье – выходной день
Последняя пятница каждого месяца - санитарный день.
тел. 77-49-83
e-mail. orenodb@yandex.ru
Яндекс.Метрика