К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману, повести исторической, публицизму, изучению истории
Карамзин преобразовал русский язык совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной разговорной речи
Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество…
Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину
Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апофегмами - хронике
История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека
Карамзин – великий писатель во всем смысле этого слова
Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…
Карамзин представляет… явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять
Великое творение Карамзина, памятник, воздвигнутый им для потомства,— это двенадцать томов русской истории. Его история, над которой он добросовестно работал полжизни… весьма содействовала обращению умов к изучению отечества
Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною
Карамзин – наш Кутузов двенадцатого года, он спас Россию от нашествия забвения, вызвал её к жизни, показал нам, что у нас есть Отечество, как многие узнали о том в 1812 году
Карамзин – воплощение чести, ума русского
И какая эпоха для русского – появление этой истории! Какое сокровище для языка, для поэзии!
Только под пером Карамзина возникла в первый раз в русском языке проза ровная, чистая, блестящая и музыкальная
Карамзин дал русскому литературному языку решительное направление, в котором он еще и ныне продолжает развиваться
В произведениях своих Карамзин вовсе упразднил вековое противоположение Руси и Европы, как различных и непримиримых миров; он мыслил Россию, как одну из европейских стран, и русский народ, как одну из равнокачественных с прочими наций. «Исходя из мысли о единстве человеческой культуры, Карамзин не устранял от культурной жизни и свой народ. Он признавал за ним право на моральное равенство в братской семье просвещенных народов