Подписывайтесь на канал в Телеграм

Путешествие за «Жемчужинами»: прикосновение к старинным святыням Оренбургского края

11 августа состоялась первая исследовательская поездка в рамках проекта «Православные жемчужины России», реализуемом при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива». Проект направлен на православное просвещение и приобщение подрастающего поколения к истории известных православных храмов, монастырей Оренбуржья и России. По итогам работы будет создана настольная и интерактивная игра для детей и подростков.

Библиотекари и волонтеры побывали в двух селах Саракташского района Оренбургской области – селе Андреевка и селе Студенцы. Первым исследовательская команда «Жемчужин» посетила Свято-Андреевский мужской монастырь, расположенный в уединенном и живописном месте – у подножия гор на границе с Башкирией. Отец Дионисий провел увлекательную экскурсию, поделившись историей духовного пути отца Серафима, который стал основателем монастырской общины на руинах старинного храма.

Храм во имя Архистратига воинства небесного Михаила Архангела является памятником культуры федерального значения и охраняется государством. Строительство церкви началось в 1898 году на средства губернского секретаря Михаила Алексеевича Чистозвонова, и 24 сентября 1901 года она была освящена. Корреспондент «Оренбургской газеты» тогда же свидетельствовал: «Храм этот небольших размеров, но очень красив. Снаружи он выложен обливным кирпичом двух цветов: белого и шоколадного. Куполы церкви и колокольни выкрашены нежной небесно-голубой краской, а верхние маленькие куполы посеребряны. Вообще сочетание цветов очень удачное и может удовлетворить даже изысканному вкусу. Внутри стены храма выкрашены бледно-фиолетовой и белой краской с позолоченной резьбой. Иконы писаны московскими мастерами, и некоторые из них представляют собой копии с икон известных мастеров, выполнены они художественно».

Благодаря уединенности местности, и вероятно потому, что сложен храм был из глазированного кирпича двойного обжига, здание дошло до нас в первозданном виде. Монахи обители очень гордятся тем, что храм венчают изначальные, ещё дореволюционные кресты, которые никогда не покидали куполов храма. Конечно, в результате разрушения крыши, осадки испортили росписи стен, многие, к сожалению, утрачены безвозвратно, так как нет данных, по которым можно представить, как они выглядели. Но сохранилась роспись купола, угловые росписи в простенках, например, образы Св. Григория (тезоимениник Григорий Комаров в начале XX века был священником церкви), а также Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи (Софьей звали жену священника) и некоторые другие.

Волонтер проекта Дмитриева Анастасия делится своими впечатлениями: «Мне очень понравился мужской монастырь в Андреевке. Архитектура храма просто божественна. Конечно, не могу не отметить красоту окружающей природы. Безумно интересно слушать людей, занимающихся храмом, да и в целом церковным делом».

Множество вопросов самого разного духовного толка ребята смогли задать отцу Дионисию: о жизни в монастыре и православных обрядах, Афонском уставе, храмовой архитектуре и обязательных в руках каждого священника чётках.

Знакомство с жизнью священнослужителей в устном пересказе, да ещё и в обстановке храма, где всё это происходило, заставило многих участников экспедиции задуматься о духовенстве и духовном пути, о преходящем и вечном. «Отец Дионисий очень вдохновляюще рассказал об истории храма и монастыря, погрузив нас в историю жизненного пути отца Серафима, основателя монастыря. Стало понятно, какие тяжелые времена Церковь переживала в период СССР, какое мужество требовалось людям, чтобы продолжать верить и соблюдать каноны религии, ведь за это легко могли расстрелять, отправить в ссылку, – так отзывается Нурия Инюцина. – Именно рассказ отца Дионисия позволил особым взглядом посмотреть на храм, почувствовать в его кирпичах отголоски прошлого, роль тех, кто давно не с нами, но уже в другом мире, Божий промысел. После истории отец Дионисий продемонстрировал уникальные богослужебные книги, которые чинил и переплетал сам отец Серафим – все сделано очень аккуратно, сразу видно насколько ответственным человеком он был».

Особенно полезной для разработчиков игры оказалась консультация по вопросам иконописи, ведь отец Дионисий занимается написанием икон в мастерской при монастыре и является сведущим специалистом. Участники поездки получили столь необходимую в проекте консультацию по богословскому наименованию икон, упоминаемых в картах создаваемой игры, а также посоветовались о каноничности использования икон наряду с фресками, современных, новоявленных икон и древних – из православных храмов Египта и Византии.

«В Андреевке я не в первый раз, проезжала мимо монастыря, хотелось заехать. И вот сегодня получилось! Приветливые сотрудники библиотеки готовы помочь и поделиться. Из плюсов: занимательная и «вкусная» дорога. Прекрасная архитектура: всё снаружи в первозданном виде. Интересная экскурсия, много запоминающихся моментов я узнала и выписала для себя несколько фактов. Прекрасная природа, колоритные местные жители. Минусов нет! Спасибо за поездку и кучу ярких фотографий!» – так отзывается другая участница экспедиции Диянова Анастасия.

Ограниченные временем, волонтеры не смогли подняться на три вершины окружающих монастырь гор, которые ещё по благословению отца Серафима венчают поклонные кресты. Зато ребята посетили святой источник – бьющий из холма родник во имя святителя Николая, который причудливым образом возникает из горы и не оставляет ручья: чуть ниже по холму он также таинственно возвращается в землю. «Монастырь с вершины выглядит совсем маленьким, но его краски так подобраны, что он сияет подобно жемчужине, которая покоится среди складок оврагов и холмов», – восхищается Виктория.

Неожиданным дополнением к первоначальному плану поездки стало посещение церкви Покрова Божией Матери в селе Студенцы, где находится единственная в области церковь, которая не была закрыта в советские годы, потому что местные жители активно встали на ее защиту.

Ещё одна участница поездки признается: «Для меня приятной неожиданностью в этой поездке стало посещение храма Покрова Божией Матери в селе Студенцы. В далеком 1983 году меня 2-х месячную крестили именно здесь. Обряд состоялся ранним утром, в пустой церкви, так как в те годы многие храмы были закрыты, службы не велись. Это было не только церковное таинство. Все совершалось в строгой секретности, так как крестить детей, совершать какие-либо обряды, было запрещено. За участие в крестинах можно было лишиться работы. И вот, через много лет, я снова попала в этот храм, чтобы взрослыми глазами увидеть то место, где состоялось таинство моего крещения. Интересно было посмотреть на эту маленькую деревянную церковь, на старинные иконы. Радостно, что люди сумели сохранить этот деревянный храм, несмотря на гонения».

Настоятель храма – отец Викторин живописно рассказал о храме и вызвал яркие эмоции своим рассказом: «Отец Викторин – человек с богатым опытом, который смог своими руками привести храм в нормальное состояние. Удивительно, как он смог создать из полузаброшенного храма такой процветающий уголок! Слушать его было очень поучительно и интересно, он поведал о каждом уголке храма, каждой иконе – а их там много, старинные, уникальные. Так же было увлекательно послушать о деятельности церковного хора, которым некогда руководил отец Викторин – в те времена недоставало священников, а уж поющих священнослужителей тем более было немного. Такие истории и биографии действительно вдохновляют и побуждают людей меняться к лучшему», – рассуждает Нурия Инюцина.

Настоятель храма познакомил ребят с храмовыми иконами, многие из которых по-настоящему поражают: они принадлежат кисти местных живописцев, исполненные местами наивно, но очень осознанно и эмоционально выразительно. Эти иконы редки и самобытны. Вновь после храма Архистратига Михаила в с. Архангеловка мы встретились с необычным видом иконописи – иконами, написанными на очень тонком листе железа. К сожалению, дополнительных данных о манере письма и особенностях такой иконописи мы не получили. В церкви много старинных деревянных икон, составленных из нескольких толстых досок, особым образом плотно подогнанных. Старые доски некоторых икон разошлись от времени и краски сверху растрескались. При этом особенно поражает мастерство рабочих по дереву – столяров и иконописцев, которые более полувека или даже свыше 100 лет назад (иконы не датированы даже примерно) так сработали икону, что она не утратила своего изначального, первозданного вида. Церковь Покрова предстала перед нами настоящей сокровищницей православных редкостей, необычных образов, деревянной архитектуры. А иконография церкви ждёт своего исследователя, храня богатый запас неизученного материала.

Вдохновившись атмосферой храма и дивного отдаленного уголка Оренбуржья, поделившись непосредственными эмоциями, наша исследовательская команда устроила коллективное обсуждение уже в дороге, что позволило составить схему для следующей игровой карты, посвященной нашему краю. Свято-Андреевский мужской монастырь выбран её основным образом, а церковь Покрова в роли церковного символа дополнит православную архитектуру региона. В качестве светских символов на карте появятся географические и культурные образы восточной части области: Верблюд-гора, соль и соль-илецкие арбузы.

11/08/20г.

Комментарии ()

    Просмотров: 197

    Режим работы

    Понедельник – пятница
    с 9-00 до 19-00
    Суббота
    с 9-00 до 18-00
    Воскресенье – выходной день
    Последняя пятница каждого месяца - санитарный день.
    тел. 77-49-83
    e-mail. orenodb@yandex.ru

    Адрес - ул.Терешковой 25
    Яндекс.Метрика