«Мы вместе»:
студия литературного развития детей
с особенностями развития
(РАС, ДЦП, ЗПР)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Библиотека для «особых» детей является «аптекой для души», исцеляющей через книгу, живое слово.
Одна из главных задач библиотек при решении проблем в жизни детей с нарушениями развития – это поиск новых форм обслуживания, путей интеграции их в социальную среду с учетом индивидуальных возможностей детей. Вовлечение детей с ОВЗ в различные мероприятия – праздники, конкурсы, игры – позволяет выявить увлечения, интересы и способности каждого.
Сотрудники библиотеки также должны учитывать физические данные «особых» детей. Для многих из них сам процесс посещения библиотеки является настоящей проблемой. Это, прежде всего, организация транспорта и сопровождающих лиц, психологические барьеры в общении со здоровыми сверстниками и мн. др.
Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека ведет целенаправленную и систематическую работу с детьми-инвалидами и их родителями. Сотрудничает с АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг», АНО «Диаконический центр «Прикосновение», ГАУСО «Реабилитационно-оздоровительный центр «Русь», Оренбургской областной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы», ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернатом № 2 для слепых и слабовидящих детей, ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3», ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 13», ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 20».
В целях формирования единого информационного пространства, способствующего равному доступу к библиотечной услуге детям-инвалидам по зрению: незрячим и слабовидящим в библиотеке организовано удобное эргономическое пространство: безбарьерная среда, пандусы, поручни, перила, в том числе для инвалидов-колясочников.
Для проведения библиотечных мероприятий зал разбит на зоны. В библиотеке создана детская игровая комната, которая позволяет обеспечить удобное эргономическое пространство для детей с ограничениями здоровья, выделены зоны для чтения – уголки «тихого» чтения, для проведения занятий малыми группами, организации досуга. Также в библиотеке работает выездной читальный зал, который обслуживает маломобильные группы детей. Для доставки библиотечных книг, организации выезда в библиотеку на какое-либо мероприятие, сопровождения и моральной поддержки ребенка библиотека прибегает к помощи добровольных помощников – волонтеров.
Название программы: «Мы вместе»: студия литературного развития детей
особенностями развития (РАС, ДЦП, ЗПР и др.)
Цель программы
– Формирование у детей интереса и любви к книге, развитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, видеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении, эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать герою;
– Социокультурное развитие детей чувствительных к окружающей среде, с трудностями адаптации в больших коллективах, с трудностями поведенческого характера, эмоциональной мобильностью, а также с особенностями развития (РАС, ДЦП, ЗПР и др.).
Основные задачи программы:
- создание комфортных условий для устранения барьеров в общении между детьми-инвалидами;
- привлечение детей-инвалидов к участию в областных и внутрибиблиотечных конкурсах и мероприятиях;
- оказание методической помощи семьям детей-инвалидов в приобщении детей к чтению;
- вовлечение «особых» детей к участию в социокультурной деятельности, создание благоприятных условий для развития творческих возможностей детей.
Соорганизаторы: АНО Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг», ООООДиР «Дети-Ангелы», АНО «Диаконический центр «Прикосновение».
Содержание программы:
У детей с особенностями развития в большей степени, чем у обычных
детей, возникают существенные затруднения в восприятии эмоциональных состояний не только другого человека, но и своих собственных. Дети-инвалиды испытывают трудности в выражении своих собственных эмоций и чувств, которые могут приводить к неадекватному восприятию (чувства непропорциональны воздействиям внешнего мира) и передаче информации в процессе межличностного общения. Детская библиотека является тем местом, где при поддержке библиотекаря, психолога, родителей и в доброжелательной обстановке особые дети не только могут открыть для себя мир литературы, но и общаться с другими читателями.
Программа предусматривает театрализованные литературные встречи в библиотеке для детей чувствительных к окружающей среде, детей с трудностями адаптации в больших коллективах, с трудностями поведенческого характера, эмоциональной мобильностью, а также с особенностями развития (РАС, ДЦП, ЗПР и др.). Занятия должны способствовать формированию у детей интереса и любви к книге, развитию навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, видеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении, эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать герою.
Каждое занятие предполагает громкое чтение книги, беседу по теме занятия (на основе коммуникативной игры), творческую составляющую (рисунок, короткую постановку с участием детей, исполнение простой песни и т.п.).
Сказкотерапия, детские книги, имеющие библиотерапевтический эффект, игровые технологий при проведении занятий, театрализация занятий и коммуникативные игры создадут условия для улучшения эмоционального состояния ребят с особенностями развития с помощью книги, общения и творческой самореализации.
Период и этапы реализации программы:
Программа носит бессрочный характер.
Периодичность мероприятий – 2 раза в месяц.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- создание условий для организации досуга, развития и полноценного общения детей-инвалидов в библиотеке;
- решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
- участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности и творческих мероприятиях библиотеки.
Посл. редакция: 15/01/24г.
Комментарии ()