Историко-культурная справка
Никольский кафедральный собор считается самым посещаемым и крупным в городе. Никольский собор входит в небольшой храмовый комплекс, на территории которого, помимо собора, также находится водосвятная часовня, крестильный храм, разбит красивый сад, построено административное здание. В нем расположена трапезная, детская воскресная школа и гостиница для монахов.
В 1883 г. в Оренбурге было начато строительство каменного приходского храма. Основной причиной строительства зданий из кирпича был пожар, который уничтожил многие строения в казачьей станице. Была уничтожена Георгиевская церковь, которая относилась к Оренбургскому Казачьему Войску. При планировании строительства храма была занята пустующая незастроенная территория. Инициатива строительства храма относилась к казакам Оренбургской станицы. Строительство собора началось на деньги прихожан. Главный подарок строящемуся зданию храму был сделан цесаревичем Николаем Александровичем. Это было большое напрестольное Евангелие с изображением апостолов.
Освящение нового собора прошло в мае 1886 года епископом Оренбургским и Уральским Вениамином II.
Собор посещали не только прихожане, но он был и воинским собором вместо утраченной Георгиевской церкви. Спустя некоторое время станица со своим собором начала застраиваться новыми зданиями и домами и вместо окраины постепенно оказалась в центре города. После разрушения Казанского кафедрального собора носит статус кафедрального собора г. Оренбурга.
Изначально в церкви был один престол Святителя и Чудотворца Николая, но к 1910 г. в церкви появились еще два престола – в честь Успения Божией Матери и святого великомученика Пантелеимона. В 1968 г. был освящен новый четвертый предел Всех святых.
Главными святынями, которые хранятся в Никольском кафедральном соборе, являются Табынская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей и ковчег с частицами мощей отцов Киево-Печерских.
8 сентября 1886 г. Епископом Оренбургским и Уральским Макарием, городским духовенством совершена торжественная закладка нового собора в честь явления Казанской иконы Божией Матери, в присутствии официальных лиц, «при многочисленном стечении жителей г. Оренбурга».
Вот как описывал в 1915 году этот собор Петр Райский в своем "Путеводителе по г. Оренбургу": "Собор устроен по проекту архитектора-художника Ященко в византийском стиле, наподобие храма св. Софии в Константинополе с выдающимся посредине обширным куполом, который с трех сторон облегают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы царит над ним... Внутри собор художественно расписан живописью и орнаментами наподобие собора св. Марка в Венеции. При обилии дневного света, льющегося со всех сторон из больших окон, а также при освещении собора вечером электричеством внутренность его имеет необычайно красивый и величественный вид. Кроме главного алтаря, в соборе устроено два придела: во имя Святителя Николая Мирликийскаго чудотворца и преп. Сергия Радонежскаго. Из священных предметов, находящихся в соборе, можно указать на местно — чтимую икону Табынской (Казанской) Богоматери, точную копию с таковой же чудотворной, находящейся в Табынске (село) Стерлитамжского уезда Уфимской губернии. Икона эта помещается под балдахином у левого клироса; затем обращают на себя внимание иконы изящной работы художника Вл. Маковского в главном иконостасе и большая картина "Явление Богоматери преподобному Сергию", помещенная на одном из пилястров собора. Перед иконой святителя Николая чудотворца висит серебропозлащенная лампада, дар благополучно ныне царствующего Императора Николая Александровича, данный Им во время посещения Оренбурга в 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии. В соборной ризнице, между прочим, хранится старинное Евангелие, весом около 2 пудов, не употребляемое при богослужении. На соборной звоннице висит до пятнадцати колоколов, за некоторыми исключениями, подобранных под общий тон. Главный колокол весом в 723 пуда 32 фунта (11,6 т), второй в 302 пуда 33 фунта (4,846 т)".
Художественная роспись и наружная отделка велись до 1898 г. Хозяйственный комитет по сооружению собора прекратил свою деятельность 30 июня 1898 г. и собор передан в епархиальное ведомство.
Согласно постановлению Оренбургского горсовета от 21 июля 1931 г. принято решение Казанский кафедральный собор разобрать, на его месте в 1932 г. построить театр. Первый взрыв Казанского кафедрального собора произведен 19 мая 1932 г. На то, чтобы полностью разрушить собор, понадобилось еще несколько лет. Окончательно собор разрушен в 1936 г.
Сейчас на месте Казанского собора располагается сквер около Дома Советов. Указом губернатора Оренбургской области от 19 октября 2006 г. №186-ук сквер около Дома Советов поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.
Казанский кафедральный собор Оренбурга называли «вторым солнцем Урала». По величине он был четвертым в России. Уменьшенная в полтора раза копия этого собора построена в пос. Саракташ – это собор Святой Троицы, освященный в 2010 году.
В 1974 г. каменный Храм Христа Спасителя внесен в реестр объектов культурного наследия России. Каменная церковь является достопримечательностью Саракташского района и имеет статус федерального памятника истории и культуры.
История существования каменного храма в Спасском начинается с 1804 г., когда в небольшой деревне Мансурово сыном генерала в отставке Павла Мансурова был построен Храм Спаса Нерукотворного образа.
Генерал-майор Александр Павлович Мансуров – военный начальник, проходивший свою службу в Оренбургской области. Александр Павлович был уволен в запас по выслуге лет в 1801 году. Его отец – Павел Мансуров тоже был военным, он принимал участие в обороне Оренбургской области подавлении гражданского восстания под командованием Е. Пугачева. За его заслуги императрица Екатерина II издала указ о награждении генерала Мансурова землями в Оренбургской губернии.
Для строительства церкви в деревне необходимо было получить разрешение. Получить разрешение Александр Петрович пытался два раза. В сохранившихся документах изначально предполагалось строительство деревянной церкви. Разрешение на возведение каменного храма в деревне было получено в 1796 году, однако оно было отменено 1798 году ввиду недостаточного большого жителей окрестных сел и деревень (посчитали, что не наберется достаточного количества прихожан). Повторно разрешение (правда, уже не деревянной, а каменной) Александр Павлович пытался получить в 1801 году, положительный ответ он получил лишь спустя три года.
Строительство храма в селе Спасское заняло 10 лет с 1804 по 1814 год. Освещение церкви было проведено 15 июля 1815 года. Первый священник новой церкви – С.В. Тимашев.
История храма Архангела Михаила началась с 1836 года, когда жители села обратились за разрешением построить собственную деревянную церковь. Храм, построенный в первый и второй раз из дерева, погибли от пожара. В 1880 году начинается строительство нынешнего каменного храма по одному из немного измененных образцовых проектов архитектора К.А. Тона. Глину для кирпичей добывали недалеко от села. Кирпич до храма доставляли вручную. Молодежь, собираясь на вечерние посиделки, должна была первым делом принести кирпичи к строящемуся храму, поднять его по лесам к месту кладки и аккуратно сложить, только тогда юноши и девушки отправлялись на гулянья. Храм строили «всем миром». В 1892 году на колокольне были установлены колокола, и храм был освящен епископом Оренбургским и Уральским Макарием (Троицким).
Храм был закрыт 14 апреля 1931 года. Двое священнослужителей храма и несколько человек причта были репрессированы. Здание храма использовалось как зернохранилище, мастерская по ремонту тракторов, склад цемента, а после – было заброшено. В 50-е годы XX века храм, как недопустимое напоминание о вере, пытались разрушить, но здание устояло, хотя и сильно пострадав.
Восстановление храма началось в 1991 году силами жителей села и с помощью благотворителей. Была достроена полуразрушенная колокольня, восстановлены росписи, иконостас (с использованием небольших сохранившихся фрагментов дореволюционного иконостаса), написаны новые храмовые иконы, построена гостиница для паломников и приведена в порядок территория. В 2010 году завершилось строительство деревянной водосвятной часовни и купели на новоустроенном святом источнике в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
После восстановления и возобновления богослужений храм Архангела Михаила получил известность, как место прославления чудотворного списка афонской иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Эта икона была возвращена в храм с началом его восстановления, и с самого начала обращающиеся перед ней к Пресвятой Деве стали получать благодатную помощь в болезнях, укрепление в вере, благословение в делах.
Свято-Андреевский мужской монастырь в селе Андреевке Саракташского района основан решением Священного Синода от 17 июля 1998 года. Свое происхождение монастырь ведет от небольшой монашествующей общины, образованной в 1990-х годов в Оренбурге. 10 сентября 1996 года Михаило-Архангельский храм передан из прихода Свято-Покровской церкви п. Саракташа в иноческую общину.
Задолго до образования мужского монастыря на этом месте стоял храм Архистратига Божия Михаила, построенным в 1901 году знатным купцом М. А. Чистозвоновым на свои личные средства, человеком глубоко верующим и понимающим значимость православного храма в селе. Чистозвоновым было организовано производство кирпича, из которого были построены две часовни, дом священника, церковноприходская школа и сам храм Архангела Михаила с дорогим иконостасом. Позже на горе была построена часовня во имя Святого Николая. Во времена борьбы с религией священник и диакон храма были сначала арестованы, а после и расстреляны. Подвергся нападению и сам храм – колокола и кресты были сняты, иконы сожгла, а в помещении храма, как и во многих храмах в те времена, сделали колхозный элеватор, который находился в этом здании на протяжении 69 лет.
В 2017 году началась расчистка места под строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Чин, бываемый при основании церкви и водружении креста, совершил 5 июля 2018 года правящий архиерей – митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. С этого дня начались активные работы непосредственно на месте будущего подворья, в котором планируются: храм, дом для паломников, трапезная, келии для братии.
В монастыре действует иконописная мастерская. Обустроен источник на горе, в этом же районе находятся Келья трех монахов – небольшой грот и деревянная пристройка с печкой, которые служили монахам молельней.
Андреевский святой источник расположен у подножия так называемых «Андреевских шишек» в трех километрах от Андреевки на обратной стороне горы, стоящей за Свято-Андреевским мужским монастырем. На обустройство этого родника было потрачено 200 тыс. рублей, которые были пожертвованы местной предпринимательницей из села Андреевка.
Облагорожен родник очень красиво: вся прилегающая территория отделана природным камнем, имеется стоянка для автомобилей. У основания источника установлена икона Николая Чудотворца. Вода в роднике холодная, бодрящая и очень вкусная. Очень хорошо утоляет жажду в знойный и жаркий летний день. С вершины холма, у подножия которого обустроен родник, открывается завораживающий вид на «Андреевские шишки».
3-го сентября 1886 года в Оренбургскую городскую управу обратился купец 2-й гильдии Федор Петрович Дегтярев с заявлением, что после смерти его брата Дмитрия Дегтярева по его духовному завещанию остался капитал в сумме 5000 рублей, и просьбой отвести под новое строительство площадь для постройки храма во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого.
В 1887 году по проекту инженера Сахарова была заложена однопрестольная церковь, способная вместить до 700 человек. И началось строительство. Священнослужители должны были не менее трёх раз в год (в престольные праздники, на Рождество Христово, Крещение и Святую Пасху) посещать (с крестом) всех своих прихожан без исключения: «бывая в их домах, по возможности вникать в семейный их быт, знакомиться с образом труда и занятий их, знать, насколько возможно, их нужды, а главное следить за их нравственностью и религиозным складом мыслей, разузнавать, ежегодно ли исповедуются и причащаются Святых Таин».
Во время проповеди перед причастием священник Петр Райский отметил: «В храме все располагает к молитве, все влечет душу к Богу… Некто, бывший наш согражданин Димитрий Петрович Дегтярев, - вечная память ему, – пожертвовал на святое дело устройства здесь третьего храма капитал в 5000 рублей; вслед затем, благодаря трудам особо-избранных для сего членов Строительного Комитета, Бог послал и других добрых людей в качестве жертвователей на постройку храма. И вот первый, краеугольный камень, так недавно положенный в основание сего храма Архипастырем нашим, возрос ныне в красивое здание, увенчанное святыми крестами. И тому же Архипастырю определил Бог совершить ныне самое освящение храма. Слава Тебе, Боже, Благодателю нашему, во веки веков!…Похвала и честь, и вечная память главному и щедрому жертвователю на храм сей, рабу Божию Димитрию. Из части достояния своего он сделал самое лучшее употребление во славу Божию, для блага ближних и для своей души…».
В окончательном виде церковь представляла собой одноэтажное каменное здание вместе с колокольней, покрытое железом и железными крестами на куполах, обитых белой жестью, возведенное в стилистике русской культовой архитектуры XVII века. Храм окружала деревяная ограда.
10 января 1893 года при храме открылась школа грамоты, позже ставшая церковно-приходской. Наряду с другими храмами в 1933 году закрывает Димитриевскую церковь, но в 1935 году снова открывают и, после закрытия Казанского Кафедрального собора, переносят архиерейскую кафедру.
Наряду с другими храмами в 1933 году закрывает Димитриевскую церковь, но в 1935 году снова открывают и, после закрытия Казанского Кафедрального собора, переносят архиерейскую кафедру.
Постановлением президиума Оренбургского облисполкома от 17 сентября 1938 г., № 3, было утверждено более раннее постановление Оренбургского горсовета от 5 сентября 1938 года о закрытии Дмитриевской церкви, последней действующей в городе: «Принимая во внимание, что закрытия церкви требует основная масса рабочих Оренбурга в количестве 8000 человек и передаче здания таковой под клуб, с постановлением Горсовета согласиться, церковь закрыть...». В январе 1939 года церковь передавалась под клуб деткомиссии, но в связи с ее ликвидацией было принято решение передать здание Облкинотресту, обязанный изыскать средства для переоборудования строения и устройства в нем кинотеатра «Буревестник». 12-го февраля 1990 года решением Оренбургского горисполкома здание бывшего Дмитриевского храма возвращено верующим.
21 октября 2016 года было принято решение открыть Димитриевский мужской монастырь в Оренбурге и назначить на должность игумена иеромонаха Варнаву (Соколова).8 ноября 2016 года, в день памяти святого Великомученика Димитрия Солунского, был торжественно открыт мужской монастырь.
История святого места началась в 1896 году. Здесь поселился 36-летний казак Нижнеозерной станицы Захарий Карцев, будущий основатель Свято-Никольского монастыря игумен Зосима. По легенде, Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела ему идти на это место, а благословение на строительство монастыря было лично им испрошено у отца Иоанна Кронштадтского.
Захарий начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.
26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем – Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил. В настоящее время на территории монастыря устроена Водосвятная часовня Табынской иконы Божией матери, Храм Рождества Иоанна Предтечи (вход в Святые пещеры), трапезная для паломников,святой родник с купальней и часовней вмч. Пантелеимона Целителя, надвратная колокольня с храмом св. прп. Марии Египетской.
Впервые о строительстве в слободке каменной церкви заговорили в 1848 году, после эпидемии холеры, которая в короткий период достигла ужасающих размеров. (В городе с 18 тысячным населением погибло за 6 недель 2800 человек.)
Храм был заложен 30 апреля 1852 года благочинным Василием Ольшанским, а 30 октября 1853 года строительство было завершено. Освящена церковь 22 ноября 1853 года преосвященнейшим Антонием, епископом Оренбургским и Уфимским.
В клировой ведомости за 1853 год дается следующее описание: «Здание каменное с таковою же колокольнею, новая, покрытая железом и кресты медные, золоченые через огонь. Престол в ней один в именование Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью снабжена достаточно…»
13 июня 1857 года иждивением сыновей покойного М.С. Деева достроены и освящены два придела во имя Архангела Михаила и Сергия Радонежского. Церковь огородили оградно – черной решеткой. И стояла она, величественная, белая, как корабль, плывущий в вечность.
При настоятеле Андрее Андреевиче Невзорове в 1891г. при Покровском храме открывается одноклассная школа для детей. Открывается и содержится 6-е городское начальное женское училище им. А.С. Пушкина. Также открывается 3-е городское смешанное училище. Все они располагались на частных квартирах. Церковь отпускала 200 рублей на содержание, Епархиальный совет – 60 рублей. Училось всего 50 человек.
10 января 1984 года открылась еще одна школа при церкви. Много денежных средств выдавалось на лечение бедным слоям населения.
С 20 июня 1917 года начался капитальный ремонт храма, который продолжался в течение трех лет. Были расписаны потолки и стены храма дорогой масляной краской. Подправлены иконы и посеребрены иконостасы и подсвечники. Вновь расписан алтарь.
В январе 1919 года в Оренбурге окончательно установилась советская власть. Церковь была отделена от государства, все приходские школы перешли к министерству просвещения. Церковные приходы стали облагаться налогом на доходы и недвижимое имущество.
В 1931 году направлено в Оренбургский Горсовет несколько заявлений с решениями на собраниях рабочих о закрытии церквей, т.к. остро не хватало материалов для строительства жилья рабочим. «Здание Покровской церкви передать для использования в качестве жилой площади или под культурные нужды», – так звучало Постановление Президиума Оренбургского Городского совета «О закрытии церквей Покровской, Введенской, Воскресенской, Георгиевской, Никольской, Иоанно-Богословской», вынесенное 25 июня 1931 года. По решению городского совета храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Оренбургскому Облпотребсоюзу в 1933 году в долгосрочное пользование. Храм был преобразован в цеха.
22 октября 1990 года комиссия Оренбургского отдела Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры вынесла решение о прекращении строительства в зоне Покровской церкви, о принятии безотлагательных мер к выселению быткомбината на другую площадку, а Покровский храм реставрировать как памятник истории и культуры г. Оренбурга.
Главными святынями храма являются иконы из утраченного в 30-е годы Казанского кафедрального собора кисти известных братьев художников В.Е. и К.Е. Маковских. Иконы были безвозмездно переданы храму в 1993 году из запасников Музея изобразительных искусств директором Дубининой Натальей Ивановной. Также особого внимания заслуживает чтимая в Оренбургском крае икона Табынской Божией Матери, которая была сохранена православными христианами в советские годы. Эта икона долго сохранялась в одном из сел Оренбуржья в сельском доме за печью и долгое время была утешением в тайной молитве жителей села.
Во второй четверти XIX века возникает женская община в г. Бузулуке, Уфимской епархии, и, несмотря на препятствия, преобразуется в женский монастырь. Основательницею и строительницею монастыря была крестьянская девица из деревни Михайловки Бузулукского уезда Евфимия Герасимовна Овсянникова. По рассказам близких к Овсянниковой лиц, в то время она видела следующий вещий сон: ее взорам представился благоустроенный монастырь, затем явился ей Ангел, который, указывая на него, сказал: «Это твой монастырь». Потом этот посланник Божий возложил ей на плечи тяжелый крест со словами: «Неси его». Она с великим трудом пошла в этот монастырь, едва не падая под тяжестью возложенного на нее креста.
В начале XIX века собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры. Открытие монастыря в трех верстах от Бузулука, утвержденное императором Николаем I и Священным Синодом состоялось 4 октября 1853 года. Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д.В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители. Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь.
Пещеры находились примерно в одной версте на северо-восток от монастыря. Пещерный скит был устроен образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. По преданиям в пещеры из монастыря вёл подземный ход.
Свято-Троицкая обитель милосердия основана в 1990 г. на месте Покровского прихода, возродившегося в 1989 г. Тогда при церкви открылись воскресная школа, дом милосердия для одиноких больных престарелых людей, в семью священника Николая Стремского на воспитание были приняты дети из детских домов.
В настоящее время в составе обители образовался целый храмовый комплекс, где располагаются: собор Пресвятой Троицы, домовая церковь Николая Чудотворца, храм иконы Пресвятой Богородицы, женская и мужская православные гимназии, детский приют, обитель милосердия для немощных священнослужителей.
Церковь Михаила Архангела была построена в 1888 году. Строительство Храма в Исаево-Дедово (ныне Октябрьское) 1878 году в церковный праздник Пятидесятницы и продолжалось двенадцать лет. Церковь каменной постройки, возле церкви было построено два жилых дома и четыре небольших здания, предназначенных для сторожей. Для отопления помещения церкви, под ней была построена печь очень больших размеров, в которую можно было загрузить разово целую телегу дров. Одной закладки как раз хватало на совершение воскресного богослужения в церкви. В настоящее время помещение печи переделано под подобие так называемого Малого Иерусалима, в котором устроены приделы Рождества Христова, Благовещения, и Успения Божьей Матери.
Храм называют Малым Иерусалимом или Уральской Палестиной, потому что здесь воссозданы главные святыни христианства – Голгофа, Камень Помазания с лампадами, неоскудевающая чаша со святой водой, а также подземные переходы, соединяющие Предел Рождества и Предел Благовещения с иконой Спасителя.
Орская православная женская община была учреждена в 1886 г. и продолжила свое существование до 1897 года. Первой настоятельницей общины с 1885 года по 24 февраля 1894 года была ее основательница – монахиня Евпраксия. На общинных землях были расположены: деревянный на каменном фундаменте храм во имя святой мученицы Параскевы со всеми принадлежностями для священнослужения; большой деревянный корпус под железной крышей; снизу каменный, а вверху деревянный корпус под железной крышей для жилья сестер, просфорни и мастерской; на каменном фундаменте корпус деревянный, вмещающий трапезную с кухней и школу грамотности для девочек; еще два меньших корпуса деревянных для жилья сестер.
12 сентября 1898 года образован монастырь. Закладка храма совершена 15 июня 1899 года и по недостатку средств постройка продолжалась около 10 лет, храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы 24 августа 1908 г.
«Каменный храм был с деревянным куполом, обитым железом, окрашен масляной краской, внутри оштукатурен, окрашен масляной краской и расписан святыми изображениями. Храм семиглавый, покрыт железом. Кресты на главках чугунные. И главки и кресты окрашены алюминию. Храм имеет вышины от фундамента и до верхнего карниза 5 сажень, и длины 17 сажень и 1 аршин. Больших окон с двойными рамами 16 штук, малых на главках и других местах 7 штук, дверей наружных створчатых обшитых железом, 3 штуки, и однополотных 2 штуки; внутренних створчатых 5 штук и однополотных 4 штуки. Иконостас: длинна 8 саженей 2 аршина, высота 13 с четвертью аршин. При храме отделение для сторожки и псалтирной отапливается двумя круглыми печами».
Правый придел освящен в честь Божий Матери Казанской, левый – в честь Святителя Николая Чудотворца. Колокольня каменная, в три яруса, непосредственно примыкает к храму.
Одни из главных храмовых престольных праздников – 1 октября (ст.ст) Покров Пресвятой Богородицы; и 28-ого октября память Святой Мученицы Параскевы. Торжественно, ежегодно в девятую пятницу по Пасхе, проводился праздник в честь и память Чудотворной иконы Божьей Матери «Табынская», в это время бывало большое стечение народа из окрестных сел. Особенно почитаемая икона Божьей Матери именуемая «Казанская». Праздник этой иконы совершается 22-ого октября и 8-ого июля.
Многие считают чудом Божьим – появление в степях Оренбуржья, на окраине города Орска, Иверского монастыря. Словно с небес неожиданно опустилась на землю монашеская обитель.
6 мая 2013 г. епископ Орский и Гайский Ириней освятил первый камень в основание женского монастыря. А уже через год на бывшем пустыре площадью около гектара раскинулось огромное сооружение, и 1 августа 2014 г. состоялась первая Литургия в одном из храмов, посвященных преподобной Марии Египетской.
К этому времени архиерей совершил несколько монашеских постригов, и вскоре в стенах обители началась полнокровная монашеская жизнь под руководством духовника ранее сформированной общины протоиерея Сергия Баранова.
Монастырская община включает в себя: храм во имя иконы Божией Матери «Иверская», храм во имя Святого преподобного Серафима Саровского, храм во имя Святой преподобной Марии Египетской, храм во имя Святого преподобного Сергия Радонежского, храм во имя святого преподобного Гавриила Ургебадзе, храм во имя святого преподобного Симеона нового Богослова.
Храм во имя иконы Божией Матери «Иверская» – самый большой из шести храмов обители. Расположен он в главном корпусе, в нем проходят все основные службы и монашеские постриги. Здесь находится мощевик с частицами мощей многих святых и еще две главные святыни монастыря. Первая – список Иверской иконы Божией Матери, сделанный иконописцами Иверской обители и максимально приближенный к оригиналу – чудотворному образу, который пребывает на Святой горе Афон. Другая святыня – копия афонской «Скоропослушницы». Кто автор оригинала этой чудотворной иконы Божией Матери и когда она была написана – точно не известно.
2 ноября 2003 года состоялся первый Крестный ход для освящения места под строительство нового храма. 22 мая 2006 года была отслужена первая Божественная Литургия на переносном походном Престоле в строящемся храме. С 11 ноября 2006 года стали совершаться постоянные Богослужения, на переносном походном Престоле, после того как Епархиальное управление выделило новый антиминс. 24 ноября 2007 года состоялось освящение храма Архиерейским чином, правящим Архиереем Митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином.
Храм вместе с куполами имеет в высоту 29,5 метра. Строительство велось по современным технологиям, сегодня это один из храмов Оренбургской области, который отапливается за счет системы «теплый пол».
При храме для детей открыта воскресная школа, где преподают Священное Писание и обучают важным жизненным навыкам: кулинарии, ремеслу и творчеству.