27 августа библиотекари и волонтеры совершили вторую культурно-исследовательскую поездку в рамках проекта «Православные жемчужины России», реализуемого при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива». Проект направлен на православное просвещение и приобщение подрастающего поколения к истории известных православных храмов, монастырей Оренбуржья и России. По итогам работы будет создана настольная и интерактивная игра для детей и подростков.
Наша команда посетила Храм архангела Михаила в селе Городище, поездка неожиданно стала живой экскурсией, иллюстрирующей мир казачьих обычаев и обрядов веры, присущих этому сословию, потому что история села и появление храма связана с регулярным и нерегулярным казачьими войсками. Настоятель храма протоиерей отец Сергий начал путешествие по обители с уточнения: указанная над входом дата – 1892 год является неверной, согласно уточненным данным «Истории Оренбургской епархии» храм был построен и освящен на два года раньше.
В 1880 году начинается строительство нынешнего каменного храма по одному из немного измененных образцовых проектов архитектора К.А. Тона. Интересно, что глину для кирпичей добывали недалеко от села, а кирпич до храма доставляли вручную. Молодежь, собираясь на вечерние посиделки, должна была первым делом принести кирпичи к строящемуся храму, поднять его по лесам к месту кладки и аккуратно сложить, только тогда юноши и девушки отправлялись на гулянья. В советские годы храм был занят под зернохранилище и мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники, храм был разграблен, но не разрушен до основания. Возрождение храма началось в 1988 году.
Ребята познакомились с главной святыней храма – иконой архангела Михаила, хранящейся под сенью. Михаил – это верховный ангел, наиболее приближенный к Богу. Он является небесным воеводой и возглавляет борьбу против зла на этой земле. Его образ считается чудотворным и символизирует поиск смысла, надежды и всего, что очищает душу и приближает человека к Богу. Древние писания гласят, что именно Михаил объединил всех архангелов в борьбе против Люцифера. Именно поэтому икона архангела Михаила особенно почитаема среди военных, которые считают святого своим покровителем. «Мне нравятся иконы святых-воинов, – говорит Митя. – Мой святой-покровитель Димитрий Солунский, я нахожу много общего в этих образах. Одежда похожа на воинскую, в руках оружие – копье, цвета схожи по гамме. И позы на иконах свидетельствуют о мужестве и доблести защитников».
Из первых уст юные оренбуржцы услышали историю возвращения в храм чудотворной иконы Оренбуржья – иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушницей». Эта икона была возвращена в храм с началом его восстановления, и с самого начала обращающиеся перед ней к Пресвятой Деве стали получать благодатную помощь в болезнях, укрепление в вере, благословение в делах. Поэтому по вечерам каждую пятницу и воскресенье перед иконой «Скоропослушница» в храме стали совершаться особые молебны, на которые собираются не только жители села, но и верующие с Оренбурга, окрестных сел и даже соседних областей.
Открытием для участников проекта стало знакомство с образом Священномученика Макария (Квиткина) протоиерея Оренбургского. Волонтер Тамара пишет: «В голове не укладывается, что в Оренбуржье есть свой святой… Я читала Священное писание – Авраам, Моисей, Мария… а тут живой человек, который жил неподалеку с нами! И он святой! Он умер в 1931 году, в этот год уже родилась моя бабушка! В голове не укладывается…»
Также поразила ребят информация о работе при храме до 1931 года детского хора. Именно эти выросшие ребята открыли исследователям историю спасения храмовых икон.
Отец Сергий рассказал об отличии страстотерпцев и мучеников, а также ребята впервые увидели таблички, которые прихожане оставляют у иконы в качестве подношения-обещания или благодарности за исполненное прошение перед образом Богородицы. На некоторых из них надпись «ευχαριστω», что в переводе означает «спасибо». Следуя давней традиции, под иконой Богородицы верующие оставляют записки с молитвой-прошением, отец Сергий рассказал, что некоторым верующим так проще оформить свою молитву и не растеряться.
Настоятель храма посоветовал, как легко узнать наиболее почитаемую икону в церквях – она бывает украшена сенью, на которой подвешено больше всего лампад. Ребят поразило, что верующие оставляют свои кресты в знак благодарности, и узнали, что из них делают оклады для икон и сосуды для службы.
Волонтеры полюбовались фресками, украшающими стены храма. Они выполнены оренбургским художником Александром Масловским, который основную часть своего творчества посвятил росписи стен в церквях области. Отец Сергий показал в составе фрески несколько камней, привезенных со Святой горы Афон. Прикосновение к оренбургской фреске позволило участникам поездки таким вот образом коснуться святой земли. «Меня очень интересует история православной культуры, а особенно архитектура, – рассказывает волонтер проекта Наталья, – маковки куполов, сочетания цветов, а внутренние сложные перекрытия крыши в форме пещерного свода – это всё создает настрой для общения с Богом. Я рада участвовать в проекте, я узнаю много нового и могу задать вопросы священнослужителям во время посещения храма».
Библиотекари и волонтеры полюбовались обустроенным парком, разбитым на прилегающей территории, подивились коллекции цветущих кактусов, поднялись на смотровую площадку над деревянной водосвятной часовней и купелью на святом источнике в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Участники проекта рассказали отцу Сергию о работе над картами для настольной игры, прокомментировали готовые эскизы. Библиотекари, волонтёры и священник обсудили следующие этапы работы, предложили идеи по усовершенствованию правил игры и возможности проведения игры «Православные жемчужины России» в формате квеста по храмам и монастырям нашей страны, ориентируясь на карту, как путеводную нить в исследовании православной культуры страны и культурного наследия разных регионов.
27/08/20г.
Комментарии ()